четверг, 24 мая 2012 г.

Как увеличить количество пользователей социальной сети?

Не так давно меня пригласили на собеседование на позицию менеджера продукта. Продуктом является мессенджер на подобии скайпа, но с меньшей функциональностью. Его выпускает компания, которая является разработчиком социальной сети.

Задача менеджера продукта – увеличить количество пользователей мессенджера. Для чего? Чтобы увеличить количество пользователей социальной сети.

На собеседовании меня попросили изложить идеи, которые, будучи воплощёнными, могли бы решить поставленную задачу. Я это сделал. Но по каким-то причинам предложенные решения не подошли. Тем не менее, я над ними работал, и мне не хочется, чтобы они пропадали. Поэтому и излагаю для всех желающих.

Задача в исходной постановке

Имеется сайт знакомств, развлекательный портал и социальная сеть.

Имеется Instant Messenger, который позволяет:

1)      Знакомиться с пользователями социальной сети.
2)      Общаться с другими пользователями посредством мгновенного обмена сообщений.

Интерфейс мессенджера лаконичный. При поиске знакомств можно выбрать город, пол и возраст. Поиск ориентирован на быстрое нахождение партнёра для общения и встреч.

В исходной постановке задача звучит так:

1)      Необходимо увеличить количество зарегистрированных пользователей социальной сети.
2)      Для этой цели был выпущен мессенджер.
3)      Но он не привлёк ожидаемого количества пользователей.
4)      Поэтому необходимо его доработать с целью увеличения количества пользователей мессенджера и социальной сети.

Краткая формулировка задачи

Необходимо добиться:

  1. Увеличения количества зарегистрированных пользователей социальной сети.
  2. Увеличения количества зарегистрированных пользователей мессенджера.

Обзор подходов


Подход 1. Привлекать группы

Чтобы добиться существенного увеличения количества пользователей, нужно оперировать не отдельными людьми, а категориями людей. Иными словами, гораздо выгоднее привлечь не одного человека, а сразу группу.

Для наглядности приведу пример. Я стал пользователем мессенджера Skype только потому, что в одной компании, где я работал, было принято общаться с коллегами по скайпу. Разумеется, для длинных и официальных сообщений была корпоративная почта. Если же надо было выяснить что-то у коллеги быстро, то для этого был скайп.

И все вновь пришедшие сотрудники заводили себе аккаунты в скайпе. Потому что было так принято.

Из данного примера видно, как скайп привлёк от 30-ти до 50-ти пользователей только потому что привлекались не отдельные Вася, Маша и Петя, а все сотрудники компании.

Подход 2. Задавать критерий для формирования групп

Чтобы сформировать группу, нужно задать критерий, на основе которого группа сформируется.

При первоначальном наборе пользователей ныне распространённые социальные сети использовали критерий – место учёбы. С течением времени людям было интересно найти своих бывших знакомых, друзей, с которыми они вместе учились. Поэтому они и регистрировались в социальных сетях.

Подход 3. Решение должно быть системным

Отдельный (даже качественный!) продукт не решит задачу привлечения пользователей. Нужна система решений и система продуктов, которые будут воплощать эти решения.

Невозможно увеличить число пользователей только добавлением новых фич в мессенджер. Основные решения будут комплексными. Они влекут за собой изменения в мессенджере и на сайте.

Иными словами, алгоритм работы будет такой:

1.      Проблемная ситуация.
2.      Система задач.
3.      Требования.
3.1.   Требования к порталу.
3.2.   Требования к мессенджеру.
4.      Изменения.
4.1.   Изменения на портале.
4.2.   Изменения в мессенджере.

Обзор конкретных решений


Решение 1. Классификатор пользователей

Создать классификатор пользователей:

1.      по целям знакомства:
1.1.   для встреч;
1.2.   для общения;
1.3.   для совместных походов в кино и театр;
1.4.   для брака;
1.5.   и т.д.;
2.      по интересам:
2.1.   фанаты "Звёздных войн";
2.2.   фанаты Вероники Кастро;
2.3.   любители сериала "Интерны";
2.4.   любители флеш-игр для девочек;
2.5.   фанаты Диабло 3;
2.6.   любители паркура;
2.7.   и т.д.;
3.      по комплекции:
3.1.   стройный/стройная;
3.2.   мускулистый;
3.3.   с выпуклыми формами;
3.4.   полненький/полненькая;
3.5.   и т.д.;
4.      по месту проживания (нахождения, если будет возможность обновлять своё положение по GPS);
4.1.   будет здорово, если будет возможен поиск по карте (гугл мапс или яндекс мапс);

Классификатор предоставляет возможность пользователю искать знакомых, просто кликая мышкой по ссылкам, не пользуясь поиском.

Для текущего поиска имеет смысл детализировать ряд категорий, т.к. они звучат слишком обще.

Чтобы увеличить количество пользователей мессенджера, можно сначала открыть доступ к классификатору только из него. Через некоторое время доступ к классификатору можно открыть и на сайте.

Решение 2. Конференции, беседы

Предоставить пользователям возможность создавать конференции, тематические беседы.

Например:

1.      Искусство.
2.      Наука.
3.      Домашнее хозяйство.
4.      Отдых и путешествия.
5.      Дети.
6.      Любовь и секс.
7.      Политика.
8.      Флейм.

Темы бесед можно разбить на категории.

Такие беседы могут быть усечённым вариантом форумного общения.

Можно сделать так, чтобы все беседы были доступны с сайта (предоставить аналог форума).

А в мессенджере предоставить возможность создавать беседы по заданной теме, следить за интересной беседой, отвечать другим пользователям.

Тут необходимо продумать механизм выхода пользователя на интересную беседу и подключения к ней.

Решение 3. Тематические группы

1.      Создать тематические группы, которые могут привлечь дополнительных пользователей.
2.      Предоставить пользователям возможность самим создавать тематические группы.

Основной смысл решения таков – знакомство и общение происходит легче, если людей объединяет какая-то тема.

Кроме того, пользователей привлекает интересный контент. Поэтому сначала можно создать специальные группы для общения и заполнить их контентом, посмотреть, как будет происходить общение между пользователями, а затем – разрешить пользователям самим создавать группы, чтобы они сами могли заполнять их контентом.

Примеры групп:

1.      Растения.
1.1.   Комнатные растения.
1.2.   Растения на балконе.
1.3.   Растения на даче.
1.4.   И т.д.
2.      Филателия.
3.      Нумизматика.
4.      Паркур.
5.      И т.д.

Можно использовать стремление людей коллекционировать монеты, марки и создать виртуальные коллекции. Один из вариантов – с фотографиями различных (в том числе – редких марок). Пользователи могут обмениваться марками, продавать и покупать их. Некоторые редкие марки можно сделать редкими и в виртуальном мире. Например, выпустить их всего одну-две штуки. Если один-два человека владеют этими марками, то никто другой не сможет их купить. Можно устраивать аукционы и т.п. Процент с продаж может отходить порталу.

Мессенджер можно использовать для общения внутри групп.

Если направление с виртуальными коллекциями оживёт, то можно будет подумать над добавлением в мессенджер возможностей для обмена или проведения торгов.